Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Когда вы читаете
эти слова, представьте, как много проходит собраний по программе 12 шагов. Как
много "друзей Билла В." собираются вокруг Большой книги сообщества, и
как 12 шагов помогают им обрести порядок из хаоса их жизней? Я говорю не только
о 12 Шагах Анонимных Алкоголиков (АА), а о большом количестве групп Ал-Анон,
собрания которых проходят прямо сейчас. А другие 12-ти шаговые программы! Ведь
существует более 200 программ 12 Шагов, таких, как Анонимные Обжоры, Анонимные
Игроки и т.д. Ведь пристрастие к алкоголю - только одно из пристрастий среди
множества путей потери контроля за своими жизнями Представьте
мысленно собрания в церквях, подвалах, частных домах, клубах, гостиничных
комнатах, мотелях, ресторанах, лечебных центрах. Пьют кофе, смотрят на 12
Шагов, развешанных по стенам крупным шрифтом. Читают лозунги на стенах. Слушают
слова приветствия: "Добро пожаловать в наше сообщество". Посмотрите на
тех, кто посещает эти собрания. Смотрите на суровые лица тех, кто прошел
трудным путем, на приятные лица молодых. На лица богатых и бедных. Некоторые из
этих людей все еще играются со своими проблемами и выздоровлением от них.
Видно, что некоторые новички. Они прибыли сюда с теми же вопросами по поводу
душевных поисков, которые, возможно и привели их к нашей программе. У них те же
сомнения, они чувствуют ту же боль и страдают от того же отчаяния, которое было
у нас. Обратите внимание на "стариков". Они уже провели бесчисленное
множество собраний, возможно знают наизусть всю Белую Книгу и наверняка знают
все 12 Шагов "от" и "до". Послушаем их
вечные сетования: "Я
не могу бросить играть и это разрушает мою жизнь". "У
меня такое пристрастие к еде, как у зависимого к наркотикам. Не могу
остановиться, ненавижу себя, но, тем не менее, я продолжаю свой пир обжорства". "Если
я не брошу курить, курение прикончит меня. Я болею из-за этого, но не могу
бросить по-хорошему". "Я
не могу контролировать свои эмоции. Я не могу сходить в магазин купить пять
вещей из страха, что все пять я купил не так. Я просто сижу дома и трясусь, что
кто-то вспомнит обо мне". "Привет,
меня зовут Джордж. Я сексуально одержимый. Я сто раз пытался убить себя. Так
тяжело жить, скрываясь, убегая в ужасном страхе, что меня поймают. Это моя
последняя остановка, я прошу помощи. Если это не поможет, я безнадежен". Миллионы наших
братьев и сестер проводят собрания в больших и малых группах, людных местах и
сомнительных помещениях, на прекрасно организованных собраниях и собраниях,
проводимых как попало. Но еще больше
людей (в соотношении один к трем) приходят на собрания не "страдающих"
а "затронутых страданиями" людей, людей, любящих зависимых. Эти люди пришли
(или только приходят) к убеждению, что их жизни зависят от зависимых людей,
которые оставили глубокий след в их жизнях и создали их собственные
дисфункциональные привычки. Послушайте их.
Они так же, как и их любимые, имеют свои истории об отчаянии: "Каким-то
образом, как, я не знаю, я стала такой же ненормальной, как и он. Ищу его
вокруг на машине в четыре утра, просматривая парковки у баров. Это
сумасшествие". "Как
это происходит, но всегда кончается тем, что я чувствую вину, стыд и
ответственность за ее безумное поведение. Я так полна чувством вины, что мне не
хочется выходить из дома". "Я
продолжаю помогать ему, но, кажется, чем больше я делаю, тем хуже я себя
чувствую и от меня ожидается все больше, а я чувствую себя все хуже".
"Все, что я делаю, это сижу дома и плачу. Я не могу думать ни о чем. Я
только плачу". Несчетное
количество собраний. Невысказанные надежды и страдания. Слова так реальны, они
идут от людей, находящихся на краю существования. Некоторые приходят в
отчаяние, некоторые - в надежде найти потерянное, но все, и зависимые и
созависимые, сходятся на одном слове, называемом "выздоровление".
Что такое
выздоровление? Что является целью или пунктом назначения этой армии марширующих
вперед людей? Что происходит на этих собраниях? Сломать любое
пристрастие - к наркотикам, к деструктивным взаимоотношениям, перееданию,
курению, азартным играм или чему-либо еще сверхтрудно. Покончить с этим первичным
пристрастием, достигнуть состояния чистоты - это то, что я зову Первой Стадией
Выздоровления. Эта борьба - место героизма. Если вы спросите
меня, что такое Вторая Стадия Выздоровления. Я сказал бы: "Что
происходит после обретения чистоты? Является ли чистота тем же, что и полное
выздоровление?" Многие люди находят себя после перехода их по другую
сторону их пристрастного поведения лучше, увереннее, но что-то не так радостно,
как они надеялись, будет. Они думают, что их победа не стоит того пути, который
они проделали. Как консультант,
я имею дело и с зависимыми, и с созависимыми - около 20 лет. И в течение всего
этого времени я полностью практиковал 12-то шаговую программу на себе.
Последние 8 лет или около того, я слышал много комментариев такого типа: "Я
чист, как свисток и несчастен, как ад". "Я
чист 17 лет. Это для меня сейчас не проблема. Но я спрашиваю, когда я стану
счастливым?" "Я
поклялся Богу, что моя жена получит черный пояс в Ал-Аноне. Я ненавижу когда
она говорит мне, что я только сухой алкоголик Я даже не уверен, что я знаю, что
это такое. Если это значит - не все делать хорошо и ненавидеть это, я
соглашусь, что я такой". "Я
- клозетная белая кнопка. Я хожу на все собрания, но я не скажу, что мне бывало
на них всегда хорошо. Я знаю много выздоравливающих людей, которые, кажется,
счастливы и радуются этому вместе. Я не хочу быть облаком на их параде, поэтому
я никогда не говорю им, как я себя чувствую. Но правда в том, что иногда я бываю
как бы пересохшим от жажды". "Я
думала, что все будет великолепно, когда мой муж перестанет пить. Но правда в
том, что мы еще более отдалились друг от друга. Он трезвый, но что мне с этого?
Если это качество выздоровления, какое надлежит иметь в своем доме, я не думаю,
что это то, чего мы ожидали". Чем больше я
слушал эти комментарии, тем больше осознавал, как часто абстиненция ошибочно
считается выздоровлением. Но абстиненция от изменяющего сознания вещества, от
переедания, от курения, от специфического поведения, такого, как азартная игра
- это просто абстиненция. Но время шло и особенно показательна динамика прихода
в программу Взрослых Детей Алкоголиков, когда люди осознали, что в
действительности корни неправильного срабатывания лежат гораздо глубже. И это
особенно видно на стадии взаимоотношений. Главным
результатом всех пристрастий является отсутствие самоуважения и честности. Если мы
приходим к осознанию этого факта, мы также приходим к осознанию того, что в нас
самих нет источника счастья. А что мы делаем, если мы верим в то, что мы боимся
темноты? Какой выбор мы имеем, если мы ищем счастье в другом человеке? Вступаем
в проблемы с взаимоотношениями. Если мы
по-настоящему не искусны в работе по созданию взаимоотношений, мы сплетаем в
них паутину из комплексов, страдаем заблуждениями и возмещаем долги тем, кому
мы их не делали. Если мы не начинаем активно работать по улучшению своих
взаимоотношений, мы начинаем прятать правду от самих себя. Если мы не можем
получить "настоящую пищу", мы получаем, что можем, то есть получаем,
обычно, меньше того, на что мы надеялись, и все это потому, что мы не смогли
справиться с глубокими жизненными проблемами, которые ограничивали нашу
способность к функционированию в успешных взаимоотношениях. Абстиненция и способность иметь счастливую жизнь не
одно и то же. Как сказал один человек: "Абстиненция похожа на стойку
готовности на старте. Гонки еще не начались, но все же вы стоите и это лучше,
чем начинать их лежа". Третья волнаКак это
выяснилось 50 лет назад АА установили стандарт для эффективного лечения
химической зависимости. Ни одна другая программа не была такой успешной или так
широко используемой, как эта модель, для других программ самопомощи. В истории
выздоровления феномен АА имеет исключительно важное значение. Но есть тем не
менее ясно видные стадии эволюции в этом процессе или, как я их называю, волны,
в последующем развитии "выздоровленческой мудрости". Первые
последователи программ АА родились 30 лет назад, когда алкоголизм был определен
Американской Медицинской Академией как медицинское заболевание, а не как
слабость воли или дегенеративные моральные устои. С этого времени общественный
позор пристрастий в целом и алкоголизма в частности последовательно начал
ослабляться в сознании общества. Стереотипы предвзятости рассеиваются медленно,
но несмотря на то, что процесс освещен далеко не полно, страдающие зависимые
сегодня имеют огромные социальные преимущества по сравнению с тридцатыми и
сороковыми годами. Публичное понимание и симпатии никогда не были так велики. Второй волной в эволюции выздоровления было открытие
того, что алкоголизм - семейная болезнь. По крайней мере за 20 лет
терапевтический опыт зафиксировал идентичные патологические модели семей
алкоголиков и других зависимых. По мере роста сознания мы стали смотреть на то,
как работает семейная система, какую роль имеют "значимые люди" на
происхождение семьи. Когда мы однажды осознали, что "страдающие", это
не единственные затронутые болезнью люди, стало ясно, что для того, чтобы
обрести вновь нормальное состояние, каждый в семейной системе должен рассматриваться
или как часть проблемы, или как часть ее разрешения. Третья волна в понимании динамики выздоровления
сфокусирована в рамках последовательности самого процесса выздоровления больше,
чем в пристальной опеке за выздоровлением. Сейчас поводы и модели пристрастий
достаточно хорошо изучены, но что мы знаем о симптомах полного длительного
выздоровления? Эта третья волна не проистекает из культурного вакуума, как
первая или вторая волна, она получает импульс, как часть заболевания
социального роста для возрастающего здоровья и пригодности, так как люди всегда
заинтересованы в том, чтобы стремиться к лучшему, чувствовать себя лучше и
лучше выглядеть. Выздоравливающие люди также озабочены этим и им также
неприемлемо остановить продвижение вперед, после того как первичное пристрастие
сломлено. Вторая Стадия Выздоровления, третья волна, заставляет делать самое
важное в жизни, то, что избавляет нас от навязчивости (обсессии) и пристрастия. Чем не является Вторая Стадия ВыздоровленияЯ не хочу
преуменьшать важность Первой Стадии Выздоровления, которую я определил, как
длительную абстиненцию или трезвость. Без этого многие из нас просто бы умерли
или в конце концов остались бы так искалечены, что любая мысль о
"дальнейшем продвижении" была бы абсурдной. Очевидно не было бы
Второй Стадии Выздоровления, если бы Первая Стадия не была бы завершена. Как и ползание
ребенка, Первая Стадия необходимое и изумительное достижение. Это существенный
уровень развития, но тем не менее это просто начало. Это больше, чем работа по
программе, чем простое посещение собраний, пересчитывание старых сражений. И
это больше, много больше для большинства людей, чем просто говорить:
"Перестань пить и читай Большую Книгу". Позвольте мне
забежать вперед и сказать, что Вторая Стадия Выздоровления не для тех людей,
которые думают, что они "переросли" 12 шагов. 12 шагов нельзя перерасти.
Духовная мудрость, воплощенная в 12 шагах, бесконечна. Но, как учит программа, шаги
могут продвинуть нас настолько далеко, насколько мы позволяем им сделать это.
И, так как существует много областей нашей жизни, мы обычно только желаем
продвинуться так далеко. Более того, мы имеем тенденцию держаться на
поверхности, т.е. так называемый эффект успокоения на "здесь и сейчас",
потому что мы не имеем видения или воли или ноу-хау того, как сделать что-либо
лучше. Смена направления зависимостиЗдесь надо
сказать слово о том изменении зависимости, которое обозначено Второй Стадией
Выздоровления. Есть два разных понятия. После того, как
некоторые люди покончили с Первой Стадией зависимости, они нашли себя
извергающими все ту же навязчивую энергию и прилагающими все те же слепые
усилия на другие устремления. Просто объекты навязчивых устремлений стали
другими, это просто другой способ спрятаться от самой реальной вещи: самих
себя. Своих
ограничений. Своего самопораженческого, заученного поведения. Своих дефектов
характера, которые неизменно ограничивают их способность функционировать в любящих
взаимоотношениях. И вот почему это
поведение самопораженческое: оно блокирует нас от снабжения нашего настоящего
голода "хорошей" пищей, которая питает нас в нормальных
взаимоотношениях с другими людьми. Некоторые
наиболее явно и часто встречающиеся объекты измененных пристрастий такие: Работа. Легче работать или быть занятым в
таком же безрассудном одержимом состоянии, в каком мы практически вели нашу
зависимость - полную заблуждений и отрицаний и с таким же отсутствием контроля,
которое характеризует все зависимости. Группа/Программа. Некоторые люди действительно
становятся зависимыми от их группы или программы. Ваша программа и ваша группа,
конечно, замечательны, но вы не можете чувствовать себя хорошо или даже
"лучше" без них. Я говорю об этом, как о слепоте, неконтролируемости,
навязчивой привязанности к вашей группе или
программе. Ваша группа предлагается вам, как средство для продолжения
роста, а не как конец сам по себе. Религия. Когда вы делаете из религии Бога, вы
неправильно употребляете саму природу религии. Когда во имя религии вы не
хотите решать своих взаимоотношений и действовать в них, вы не являетесь
"религиозными". Пассивность не есть религия. Секс. Секс дает прекрасные ощущения. В одно
мгновение вы получаете чувство удовлетворения, ухода от действительности,
победу. Так как большинство людей испытывает вполне определенный кайф от секса,
здесь есть опасность пристрастия. Что случается, когда предмет этого
измененного пристрастия иссякает? В основе пристрастий лежит ложь: "Это
желание заполнит мою пустоту. В этом мой секрет. Это для меня все". Но
когда мгновенное выполнение проходит, плата как раз соответствует покупке лжи;
это все возрастающая нужда во все большем, таком же, опять следующем за
возвышением, падением. Еда. Еда - это хорошо, но это первый
кандидат для замены зависимости. Когда мы используем еду для решения проблем
или для награды себя, мы злоупотребляем этим. Затем злоупотребление ведет к
зависимости, которая, как это происходит со всеми зависимостями, становится
сама своим концом. Когда это случается, мы более не в состоянии выбирать в
своем потреблении. Мы злоупотребляем, когда не хотим и даже не собираемся быть
приверженными этому. Мы едим, даже если переедание идет в ущерб нашему здоровью
и самочувствию. Мы запутываем сами себя и отрицаем проблему для того, чтобы
оправдать свое поведение и преуменьшить его вредящий эффект. Невротическое служение другим. Все
зависимости являются невротическими, т.к. они - извращение нормального
здорового побуждения. Даже лучшие и чистейшие побуждения, если они
преувеличены, могут иметь несчастливые результаты. Невротическое пристрастие
служить другим так или иначе делает нас неспособными заботиться о себе. Оно
заставляет нас не видеть границы между ними и нами, между тем, что хорошо для "них"
в конце концов и тем, что делает хорошо "нам" в данный момент. Первая Стадия
Выздоровления, доканчивая с первичным пристрастием, часто несет прояснение
видения, которое рассеивает многие иллюзии и отрицания. Никогда не приятно
видеть, что мы сделали и к чему пришли, когда мы были в тисках зависимости.
Огромная вина часто может сопровождать это озарение, и в ответ на эту вину мы
можем потерять так много самоуважения,
что мы также теряем какую-либо способность быть хорошими по отношению к себе. Абстиненция может
вывести тебя из плохого состояния, но выход из плохого состояния - это только
выход, не более. Это не то же самое, что вход в хорошее место. Замена
зависимости даже под именем Бога или любви, или работы, или еды не приближает
нас ко Второй Стадии Выздоровления. | |
Просмотров: 1627 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |